ДЖЕЙМС Элмор - ДЖЕЙМС Элмор (James Elmore) (наст. Элмор Брукс, Elmore Brooks) (27 января 1918, Ричлэнд, шт. Миссисипи - 24 марта 1963, Чикаго, шт. Иллинойс), американский блюзовый (см. БЛЮЗ) гитарист, певец; мастер техники игры слайдом на электрогитаре; один из выдающихся музыкантов эпохи расцвета чикагского блюза.
Родился в районе Дельты Миссисипи в крестьянской семье. Учился играть на самодельной гитаре с одной струной. Вероятно, именно это обстоятельство помогло ему позже найти свой стиль игры на гитаре. С подросткового возраста подрабатывал выступлениями в кабаках и на ярмарках. Около 1937 познакомился с Робертом Джонсоном (Robert Johnson), легендарным гитаристом Дельты Миссисипи, и перенял у него некоторые элементы исполнения блюза на гитаре и технику игры слайдом. Примерно тогда же познакомился с Райсом Миллером (он же Санни Бой Уильямсон (см. УИЛЬЯМСОН Санни Бой II)); они часто выступали дуэтом.
С 1943 по 1945 служил в ВМС США. После демобилизации вернулся в Дельту и организовал едва ли не первый в регионе электрический блюз-бэнд. В 1952 под собственным именем выпустил дебютную пластинку на крошечной местной фирме Trumpet. Запись представляла собой вариант блюза I Beleive I"ll Dust My Broom, исполненного на акустической гитаре с приклеенным звукоснимателем. Исполнение известной темы на примитивном инструменте оказалось экстраординарным. Пластинка стала одним из ритм-энд-блюзовых (см. РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ) бестселлеров года. После этого Джеймс переселился в Чикаго. Организованный им в Чикаго блюз-бэнд превосходил по популярности даже коллектив Мадди Уотерса (см. УОТЕРС Мадди).
Записывался чуть более десяти лет (с 1952 по 1963). Умер от сердечного приступа в 1963, за несколько лет до того, как английские гитаристы Эрик Клэптон (см. КЛЭПТОН Эрик) (Eric Clapton), Питер Грин (Peter Green) и Джимми Пейдж (см. ЛЕД ЗЕППЕЛИН) (Jimmy Page) стали пытаться осваивать технику его уникальной игры. Наиболее точно воспроизводил его саунд Джереми Спенсер (Jeremy Spencer) из группы Fleetwood Mac.
Возможно, исполнительские приемы и мелодии песен Элмора Джеймса не баловали большим разнообразием. Но оригинальность и эмоциональность вполне искупали эти недостатки. Без его уникального слайда и без двух его песен, быстрой и медленной, - Shake Your Money Maker и Sky Is Crying - невозможно представить историю блюза. Эти песни переиграли рок-музыканты трех десятилетий, они и по сей день продолжают оставаться в репертуаре как блюзовых звезд, так и блюз-бэндов местного значения.